Ответ на этот вопрос знают единицы, так как на первый взгляд Бугатти и церковь иезуитов не могут иметь ничего общего. Ответ – это Мольсайм. Запутались еще больше? Подробности -ниже.
Molsheim
Это городок к западу от Страсбурга (около 30 км), в который мы приехали методом случайного выбора, сделав вылазку на машине в выходной. Его площадь всего 11 кв.км, а численность населения составляет около 9 тыс. человек.
Казалось бы: ничего примечательного в нем быть не может, даже несмотря на причастность к Винной дороге Эльзаса. Но нет: Мольсайм (или Мольсхейм, как произносят некоторые)- довольно популярное место среди туристов по нескольким причинам:
- В нем находится штаб известной автомобильной марки – Бугатти, которая входит в состав монументального концерна Volkswagen. На территории города кроме производственной компании имеется фонд Бугатти и мини-музей, который, к сожалению, был закрыт во время нашего визита в Мольсайм.
- Церковь святого Георгия, которую фанатичные последователи Игнатия де Лойола выстроили всего за два с половиной года. Учитывая вид здания, а так же то, что это происходило в 17 веке, — большой респект мастерам! Ранее церковь принадлежала иезуитам, а после перешла к католикам.
- Картезианский монастырь (1598 год). Именно в нем находится упомянутый ранее фонд Бугатти, а также музей Шартрез.
- La Porte des Forgerons ( Дверь кузнецов)– средневековые ворота в центр города, сохранившиеся с 14 века.
А еще Брудертальская винная тропа, рыночная площадь со старинными домами, которые стоят более 300 лет, дом Главы а также множество исторических мелочей, которые каждый откроет для себя в чудесном Мольсайме.
Церковь св. Георгия
Говорят, что в 1683 году ее посещал сам Король-Солнце! Это, думаю, не зря, так как церковь святого Георгия считается важным историческо –религиозно- архитектурным объектом Эльзаса, наряду с монастырем святой Одилии и Нотр Дамм де Страсбург. Ее длина около 62 метров, ширина 21, а ввысь башня св. Михаила простирается на целых 45 метров! Левая часовня церкви посвящена святому Игнатию, а правая – Богоматери.
Главный следователь контрреформации в Эльзасе епископ Жан де Мандершайд приветствует иезуитов в Мольсайме в 1580 году и отдает им часовню и помещение больницы, построенной в 1316 году Жаном де Дюрбхаймом, первым епископским администратором города (тумба с его прахом находится прямо в церкви).
Иезуиты открывают колледж для студентов из Мольсхайма и его окрестностей, в частности Страсбурга.
С 1608 года все здания оказались слишком маленькими, новый епископ, эрцгерцог Леопольд Габсбургский, брат императора Фердинанда II, начал работать над созданием большого колледжа, более просторного и удобного. 15 ноября 1614 года он решил построить новую церковь, которую он хотел навязать, чтобы показать, что католицизм силен против протестантского Страсбурга. Управление проектами было поручено Кристофу Вамбсеру, а управление работами осуществлял ректор иезуитского колледжа в Мольсхайме. Первый камень был заложен в феврале 1615 года, а строительство завершено через два года и 9 месяцев.
В 1765 году, после роспуска ордена иезуитов, колледж Мольсайма перешел в руки светского духовенства до 1791 года. В том же году иезуитская церковь стала приходской церковью под именем Святого Георгия и считается одной из крупнейших церквей в Эльзасе после Страсбургского собора, она удивляет своей ясностью.
Несколько деталей: картины и фрески (1648) с изображением жизни Христа, лепнина (1630), оригинальный краеугольный камень (1316), лежащий у ног Жана де Дюрбхайм, картины, изображающие жизнь святого, купель крещения (1624 г.) из старой приходской церкви Сен-Жоржа, памятная плита 1394 года для избрания Гийома де Дьеста, епископа Страсбургского и с обеих сторон , два надгробия детей дворян (1402 и 1411), статуи четырех евангелистов.
Трехсторонний хор отделен от центрального сосуда настоящей триумфальной аркой, поддерживаемой четырьмя львами. Алтарь (19,50 x 11 м) был заменен около 1865 года неоготическим главным алтарем.
Ах да, еще редкий орган, изготовленный в 1781 году Жаном Андре Сильберманом. Это единственная в Эльзасе клавиатура с четырьмя октавными эхо-сигналами, представляете?! А еще у северного входа в церковь висит большущий крест из камня с распятым на нем Христом, который был изготовлен в 1840 году Конрадом Зайфертом. Очень впечатляюще!
Вы мечтаете о Бугатти?
Я совершенно ничего не знаю об этом автомобиле, марке, — слышала только слова несколько раз. И вот воочию увидела бугатти, причем сразу в камне – памятник в честь родины автомобиля. Напротив – статуя Эттора, изобретатель машины, фамилией которого ее и назвали.
В 1903 году миру впервые была представлена автомобиль столетия – Бугатти, о котором впоследствии стали грезить не только мужчины, но и дамы (причем не только из высшего света). Нам не удалось посетить музей, но мы еще вернемся и я допишу эту часть, торжественно обещаю 😉
Хвала таким талантам!
Я, как человек крайне любопытный в плане исследования новых мест, везде «суну свой нос». И вот, гуляя по улочкам, меня прям потянуло заглянуть в проулок – и… застыла от смеси восторга и удивления. Это же каким полетом души надо обладать, чтобы создать такое чудо?! Кто этот чудо-мастер? Это увлечение или работа, а все вокруг – это своего рода реклама?
Десятки вопросов толпились в моей голове, но вокруг не было никого, кого можно было расспросить. Жаль. Я долго рассматривала отдельные фрагменты, так долго, что Франсуа не выдержал и потянул меня дальше…

Мы заглянули к виноградникам Brudertal, измазав кроссовки в грязь (дело было после дождя), которые славятся изготовлением Пин Гри и Рислингом, сделали фото на фоне своеобразной памятки для туристов о ценности Брудерталя в виде огромной винной бочки. История Брудертальской винной тропы (как и название) уходит корнями в 14 век, когда местные монахи начали взращивать виноград для своих нужд. Встретился еще один частный дом с внушительной инсталляцией, — я так понимаю, жители Эльзаса это любят.
Уже возвращаясь на стоянку, мы заметили большой детский парк развлечений с большим бассейном: семейные пары с детишками разных возрастов «выгуливали» свое потомство. Я подумала: отчего зависит благосостояние горожан каждого населенного пункта (неважно, в какой стране)? Ведь если сравнить размеры Мольсайма и Мелитополя, численность населения, а также их структуру – становится неясно: чем больше город – тем больше возможностей. Так почему все так существенно отличается? Ведь дело вовсе не в стране или законадательстве, нет?
Не хочу завершать пост грустной ноткой. Мне понравилась наша вылазка, и теперь я точно знаю, что общего у церкви иезуитов и Бугатти – это милый городок Мольсейм, который я рекомендую всем туристам.